Методическая работа направлена на оказание организационно — методической помощи педагогам в поисках эффективных форм, методов работы с детьми, повышение профессионального мастерства педагогов, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.
Исходя из основных годовых задач ДОУ, на учебный год по организации методической работы, определены следующие задачи:
- Совершенствование и обновление методической работы в ДОУ на основе введения инноваций.
- Создание атмосферы уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса, гуманных отношений партнерского сотрудничества.
- Обеспечение высокого качества ВОП, путем внедрения образовательной программы «От рождения до школы», новых педагогических технологий обучения и воспитания.
- Прогнозирование, планирование и работа по оказанию организационно — методической помощи педагогам по повышению уровня профессионального мастерства.
Для решения поставленных задач, составлен комплексный годовой план методической работы, в который включены мероприятия по блокам:
- управление методической работой в ДОУ;
- организационно — педагогическая работа;
- повышение профессиональной квалификации педагогов;
- работа с молодыми педагогами;
- информационно — просветительская работа;
- оснащение педагогического процесса;
- информационно — аналитическая деятельность.
В организации методической и организационно — педагогической работы в ДОУ осуществляется личностно — ориентированный подход в деятельности с педагогами, способствующий повышению профессионализма, творческого потенциала, умению выстраивать деловые отношения друг с другом, анализировать свою профессиональную деятельность.
Традиционные формы методической работы, в которых отводилось главное место докладам и выступлениям, утратили свое значение из — за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Поэтому все шире используются новые, активные формы и методы работы с педагогическим коллективом. Это различного рода дискуссии, диспуты, викторины, деловые игры, педагогические гостиные, выставки, конкурсы, и т.д., которые способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов и их педагогического мастерства.
Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Вот уже несколько лет, в конце учебного года, каждый педагог ДОУ составляет индивидуальный план педагогической работы по схеме разработанной Заместителем заведующего по ВМР, где указывают мероприятия, которые сами могут подготовить и проводить с педагогами, детьми и родителями. Годовой план методической работы составляется на основе индивидуальных годовых планов работы педагогов и других специалистов. Таким образом, педагогам ДОУ предоставляется свобода выбора, творчества, которая требует повышенной меры ответственности, заставляет находиться в постоянном «обучающем режиме».
В методическом кабинете созданы все условия для дифференцированной помощи педагогам в работе с детьми, повышения квалификации и профессионального мастерства. В кабинете находится библиотека, в которой имеется методическая, познавательная, детская художественная литература, а также справочники, журналы, документы, нормативные и инструктивные материалы, программы разработанные в ДОУ: Образовательная, Развитие, Здоровье, годовые и месячные планы, материалы совета педагогов, методические рекомендации, инновационные программы и технологии, диагностические методики, карты, наглядные дидактические пособия, раздаточный материал по разделам образовательной программы, выставки методической литературы.
Для педагогов и родителей эстетично оформлены информационные стенды:
- «Педагогический экран»;
- «Новинки методической литературы»;
- «Советы и рекомендации»;
- «Методический калейдоскоп»;
- «Аттестация»;
- «Наш педсовет»;
- «Информационное бюро»;
- «Изучая, движемся к цели»;
- «Ежедневник».
Методическая литература и пособия методического кабинета рассортированы по темам:
- «Вопросы воспитания и обучения»;
- «В помощь родителям»;
- «Готовимся к школе»;
- «Математика»;
- «Краеведение»;
- «Народное творчество»;
- «Ознакомление с окружающим миром»;
- «Ознакомление с природой»;
- «Развитие речи»;
- «Экологическое воспитание»;
- «Игровая деятельность»;
- «Физическая развитие и здоровье»;
- «Образовательные программы».
Методический кабинет доступен каждому, имеет удобный, гибкий график работы. Заместитель заведующего по ВМР организовывает работу в кабинете так, чтобы каждый мог посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, советы, рекомендации, чтобы каждый приход в методический кабинет приносил педагогам новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт. Методический кабинет ДОУ – «копилка традиций детского сада», «центр сбора педагогической информации», «лаборатория творческого труда педагогов».
Родители нашего ДОУ являются частыми посетителями методического кабинета, пользуются библиотекой, получают информацию о работе ДОУ, нормативных и инструктивных материалах, документах, а также обращаются за советом, консультациями по вопросам воспитания и обучения, подготовке к обучению в школе и т.д.